Коренные американцы (Часть III)

 

WE BORN FOR FREEDOM !

 





Коренные американцы


(Часть III)

Шелли Оренстейн




Новый курс по отношению к индейцам

В 1924 году Конгресс принял Акт о гражданстве индейцев, который провозгласил гражданами страны всех индейцев, рожденных внутри территориальных пределов Соединенных Штатов. Причиной появления этого акта можно считать возросшее уважение белых законодателей к индейцам, что было вызвано их активным участием в сражениях первой мировой войны. Принятию закона предшествовала агитация, проводимая пан-индейскими группами и друзьями индейцев, требовавших расширения политических прав для американских индейцев и прекращения патерналистской политики, проводимой Бюро по делам индейцев. В 1928 году кандидат в Президенты Герберт Гувер выбрал кандидатом на пост вице-президента Чарльза Куртиса, индейца из племени коу.

Однако индейцы получили свой «Новый курс» только в 1937 году. Принятый Акт о реорганизации поощрял индейцев учреждать свои собственные органы управления и прекратил практику распределения земель в резервациях. Он приостановил политику, преследовавшую цель путем уговоров и принуждения заставить индейцев отказаться от своей традиционной культуры и религии. В 1946 году правительство учредило комиссию по жалобам индейцев, в задачи которой входил разбор жалоб на плохое обращение и жульничество. За 32 года работы комиссии она назначила к выдаче индейцам 818 миллионов долларов для возмещения убытков.

Соединенные Штаты начали гордиться разнообразием своего населения. Появилось и желание признать коренных американцев и попытаться компенсировать то несправедливое обращение, которому они подвергались раньше.

Власть индейцев и права индейцев

В то время как темнокожие американцы протестовали против нарушения их гражданских прав, индейцы тоже обратились к американскому народу с протестом. В середине 1960-х годов они стали призывать к созданию движения «Власть индейцев» по аналогии с движением «Власть темнокожих». В 1972 году движение американских индейцев (ДАИ) и другие группы борцов за права индейцев отправились в Вашингтон с маршем протеста, который получил название «Тропа нарушенных договоров».

В 1973 году внимание американцев вновь обратилось к местечку Вундед Ни в штате Южная Дакота. ДАИ на 71 день заняло деревушку в этой местности. Члены ДАИ требовали возвращения земель, отобранных у индейцев в нарушение договоров.

Индейцы и сегодня продолжают бороться за свои права, правда, уже не так воинственно, как это было в начале 70-х годов.

Такие книги, как «Схорони мое сердце в Вундед Ни», написанная Ди Браун, и «Кастер умер за ваши грехи», автором которой является индеец из племени сиу Вайн Делориа, один из наиболее известных индейских писателей, помогли привлечь внимание американской публики к проблемам индейцев.

Многие индейцы объединились для борьбы за свои права на политической арене. Такие группы, как Национальная ассоциация племенных вождей, Национальный конгресс американских индейцев и Национальный совет индейской молодежи наблюдают за интересами индейцев в Вашингтоне.

В последнее время многие племена ведут борьбу за права индейцев в суде. Они подали иск на возвращение земель, отнятых у их предков. В 1972 году два племени, пенобскот и пассамакводи из штата Мэн, подали иск на возвращение 12,5 миллионов акров земли (5 миллионов гектаров) — что составляет 58 процентов всей территории штата — и на возмещение 25 миллиардов долларов убытков. В 1980 году эти племена достигли соглашения с федеральным правительством о сумме в 81,5 миллиона долларов и вложили эти деньги от имени племен в ряд прибыльных предприятий, которыми управляют члены этих племен.

Сиу в Южной Дакоте подали иск на возвращение Черных холмов, отобранных у них в 1877 году. Они получили 122,5 миллиона долларов. Но многие не хотят соглашаться на эти условия и продолжают вести борьбу именно за возвращение земли, которая для них священна.

Трудный путь наверх

Многие попытки отдельных индейцев и племен войти в жизнь белого общества, вместо того чтобы оставаться в положении его жертв, оказались чрезвычайно успешными. В качестве примера можно привести процветающие резервации Кроу и Блэкфут в Монтане, где эти два племени организовали и успешно эксплуатируют целый комплекс предприятий, как промышленных, так и сферы услуг.

Однако, несмотря на то, что индейцы многого добились, они все еще отстают от большинства американцев по состоянию здоровья, благосостоянию и образованию. В 1984 году безработица среди индейцев составляла 39 процентов — это в пять раз превышает ее уровень по всей стране. Примерно четверть всех индейских семейств живет за чертой бедности. Диабет, пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза больше индейских жизней, чем жизней других американцев.

Начиная с 50-х годов нашего века правительство помогало индейцам, которые хотели переехать из резерваций в города. Некоторые из них достигли высокооплачиваемых должностей в области предпринимательства, образования, юриспруденции и медицины. Но большинство индейцев, проживающих в городах, не имеет ни достаточного образования, ни подготовки, чтобы найти работу, требующую высокой квалификации. Многие из сельской нищеты попадают в городские трущобы.

Жизнь в разных резервациях различна. Резервация племени навахо, расположенная на территории, куда входят районы трех штатов на юго-западе, является самой крупной в стране. Она же и самая бедная. На 16 миллионах акров (6667000 гектаров) проживают 160000 индейцев. Дома, по-

строенные правительством, соседствуют с передвижными домами и хоганами. Эти восьмигранные традиционные дома племени навахо, состоящие из одной комнаты, делаются из бревен и имеют земляную крышу. Во многих домах в резервации отсутствуют электричество и канализация. В резервации мало городов и мало рабочих мест. В 1983 году безработица здесь составила 80 процентов.

По контрасту, резервация апачей мескалеро, расположенная неподалеку, в Нью-Мексико, — одна из самых богатых в стране. Она размещается на 460384 акрах (186390 гектаров) среди самых высоких гор этой территории. Племя владеет и управляет лесодобывающей компанией и скотоводческой фермой. И та и другая — предприятия с мультимиллионным оборотом. Недавно они построили роскошный курорт стоимостью 22 миллиона долларов, где есть все — от катания на лыжах до поездок верхом. Три четверти жителей резервации живут в новых двухэтажных домах, построенных на больших участках земли. Большинство из тех, кто хочет работать, работают. Сейчас управлять некоторыми предприятиями помогают белые. Но цель апачей — независимость; они надеются взять в свои руки управление всеми своими начинаниями.

В целом индейцы подписали с Соединенными Штатами 370 договоров. В обмен на индейскую землю правительство пообещало защитить оставшиеся у них земли и полезные ископаемые. Правительственные фонды субсидируют многие из резервационных программ. Начиная с 1824 года землями индейцев, полезными ископаемыми и программами развития занималось Бюро по делам индейцев (БДИ). Но постепенно голос индейцев начинает звучать все увереннее при решении вопросов о том, как должны функционировать резервации.

Сейчас резервации управляются племенным советом. Многие резервации имеют свою собственную полицию, школы и суды, где разбираются мелкие дела.

Подобно апачам, большинство других индейских племен ставят своей целью обрести экономическую независимость. Они стараются привлекать в резервации бизнес. Другие надеются, что природные ресурсы в их резервациях обеспечат им доход, в котором они нуждаются. Например, племя навахо владеет нефтью, углем и залежами урана. Другие резервации богаты лесом, газом, минералами и водой.

В прошлом Бюро по делам индейцев составляло арендные договоры между племенами и частными компаниями, занимающимися добычей полезных ископаемых в резервациях. Сейчас племена сами начинают играть более важную экономическую роль. Но индейцы настороженно относятся к идее освоения полезных ископаемых. «Что мы делаем, когда хотим доставать полезные ископаемые из земли, нашей матери? — вопрошает Петерсон За, предводитель народа навахо. — Станем ли мы уродовать прекрасное лицо нашей матери, чтобы выжать из нее энергию для себя и других? Неужели мы зайдем так далеко?»

Сегодня большинство индейцев надеются получить самое лучшее из того, что есть в обоих мирах. Вот что говорит Фред Кадазинн, правнук знаменитого воина апача, получивший образование в колледже: «Мое поколение потратило все свое время на изучение обычаев белых. Мы усвоили их, но мы потеряли многое из своего индейского наследия. Сейчас мы пытаемся восстановить то, что было утеряно».



Часть I Карта Расселения индейских Племён Часть II










 

 




                                        Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru SpyLOG



Используются технологии uCoz
+