Коренные американцы (Часть II)

 

WE BORN FOR FREEDOM !

 





Коренные американцы


(Часть II)

Шелли Оренстейн




Западная граница

Во времена американской революции западной границей Соединенных Штатов служили Аппалачские горы. Земля в колониях дорожала, многие стремились заселить дикие земли за пределами этих гор.

Вооруженные только топором и винтовкой, да еще уверенность в собственных силах, эти люди создавали поселения, вырубая леса Кентукки, Теннесси и Огайо. Законы и правила жизни городов восточных районов не имели здесь для них никакого значения.

Индейцы отважно сражались с этими захватчиками своих охотничьих угодий. Поощряемые французами и англичанами, которые стремились сохранить контроль над землями к западу от Соединенных Штатов, индейцы нападали на пограничные поселения. Белые поселенцы, обороняясь, наносили жестокие удары, иногда они уничтожали население целых индейских деревень. Война с индейцами очень быстро стала частью жизни на границе.

Вначале правительство Соединенных Штатов пыталось сохранить мир, не одобряя строительство поселений за пределами гор. «По отношению к индейцам нужно всегда проявлять самую добрую волю; их землю и их собственность никогда не нужно забирать у них без их согласия. Никогда не нужно нарушать их права, посягать на их собственность и свободу...», — так гласил «Северо-западный указ», целью которого было урегулирование ситуации на новой границе. Но граница была далеко, и «добрая воля» проявлялась редко.

Соединенные Штаты искали различных путей для решения «проблемы индейцев». В основном все сводилось к следующему: индейцев нужно либо ассимилировать, либо переселить еще дальше на Запад, чтобы освободить место для европейской цивилизации, которой, как считали американцы, было суждено властвовать на континенте.

В 1817 году Президент Джеймс Монро писал: «Охотникам или диким племенам требуется гораздо больше территории для удовлетворения своих нужд, чем это совместимо с прогрессом и справедливыми требованиями цивилизованной жизни, и поэтому они должны подчиниться этим требованиям. Предельно ясно, что если индейские племена не выйдут из состояния дикости и не станут цивилизованными, они начнут вырождаться и вымрут».

Единственный шанс индейцев на выживание, по мнению Монро, состоял в том, чтобы переселить их на земли, где их не будут тревожить поселенцы. Со временем они привыкнут к цивилизованному образу жизни или же будут продолжать жить, как жили, и тогда они смогут уцелеть.

Итак, в 1830 году Соединенные Штаты приняли закон о переселении индейцев. Все индейцы Востока должны были переселиться на земли, отведенные для них к западу от реки Миссисипи.

Одним из племен, предназначенных для выселения, было племя чероки. По иронии судьбы, именно чероки уже многое переняли из образа жизни белых. В штате Джорджия многие из них владели большими фермами и кирпичными домами. В их городах уже существовали магазины, лесопилки, кузни, прялки и фургоны.

В 1821 году индеец из племени чероки по имени Секвойя создал письменность для своего народа. Используя алфавит из 85 букв, он стал печатать Библию и издавать газету. Чероки приняли конституцию, созданную по образцу Конституции Соединенных Штатов.

Как и Монро, некоторые белые считали, что путем переселения можно спасти индейские племена. Другие считали, что это просто способ заполучить их земли. Когда на землях чероки было найдено золото, стремление переселить их усилилось.

Некоторые из чероки были не против перебраться на новые земли. Хотя они и не представляли весь народ чероки, они подписали с американским правительством соглашение о переселении племени чероки.


Мирных чероки силой выселили из домов и заставили пешком отправиться на индейскую территорию, которая была расположена там, где сейчас находится штат Оклахома. Это тяжелое путешествие длилось от трех до пяти месяцев. Примерно 4000 человек, или четверть всего населения чероки, погибли в пути. Этот постыдный момент в истории Америки стали потом называть «тропой слез».

В 1803 году Соединенные Штаты купили у Франции большую территорию на Западе. Эти земли получившие название «Луизианской покупки», простирались от реки Миссисипи до Скалистых гор. Это приобретение увеличило территорию США вдвое. И именно на эти необъятные «дальние» земли и были выселены индейцы.

Всего 15 лет спустя Соединенные Штаты начали войну с Мексикой и захватили еще одну громадную территорию, простирающуюся от Техаса до Калифорнии. В 1849 году в Калифорнии обнаружили золото. Золотоискатели, направляясь на золотые прииски, часто проходили прямо по индейской территории, на которую не должны были вторгаться белые.

Путешествие на новые земли в Калифорнию и Орегон длилось полгода, если передвигаться в телегах, запряженных быками. Но в 1869 году, когда было закончено строительство трансконтинентальной железной дороги, это же самое путешествие можно было совершить за шесть дней. Поселенцам стало гораздо легче продвигаться на Запад.

Нарушение соглашения

В прериях такие племена, как сиу, передвигались на лошадях и охотились на буйволов. Буйволы давали им все, что нужно для жизни. Они ели буйволиное мясо. Шкуру и мех использовали для изготовления одежды. Они натягивали шкуры на рамы и делали вигвамы — палатки, где они жили. Из кости буйвола они вырезали ножи и инструменты. Одежду индейцев, живших на Великих равнинах, украшали бусы, а волосы — перья орла. Это были те самые гордые индейцы, которых изображают в телевизионных спектаклях и фильмах о жизни американского Запада.

Сиу пропускали обозы и фургоны через свои земли. Но затем белые стали селиться на равнинах. Вначале сиу вступили в соглашение с правительством, по которому они уступали значительную часть своих земель. В обмен на это правительство обещало им мир, пищу, школы, военные припасы и справедливое решение всех конфликтов. Одним из таких договоров было соглашение Форт-Ларами, подписанное в 1868 году. Оно торжественно провозглашало, что громадные территории между рекой Миссури и Скалистыми горами являются землями сиу и что белым запрещалось селиться там и проезжать через них.

Шесть лет спустя в Черных холмах Южной Дакоты было обнаружено золото. Эти земли сиу считали священными. Началась золотая лихорадка, и соглашение Форт-Ларами оказалось забытым. Соединенные Штаты хотели выкупить у сиу Черные холмы. Но сиу отказались. Дикий Конь, великий вождь племени сиу, таким образом выразил чувства своего племени: «Земля, по которой ходят люди, не продается».

Между тем буйволы, от которых зависила жизнь сиу, стали исчезать. Фермеры и владельцы ранчо стали перегораживать заборами земли, на которых паслись животные. А белые начали охотиться на буйволов и ради спортивного интереса, и ради буйволиной кожи. В 1850 году в прериях все еще насчитывалось 50 миллионов буйволов. К 1885 году уже не было почти ни одного

К 1871 году американское правительство пришло к решению, что соглашения уже больше не являются подходящим средством для урегулирования отношений между белыми и индейцами и что ни один индейский народ и ни одно племя не должны рассматриваться как независимый народ или государство. По-прежнему подписывались разного рода соглашения, но на деле это были законы, регулировавшие индивидуальное поведение. Американское правительство заставляло индейцев отказываться от привычного образа жизни и жить только в резервациях. Многие сопротивлялись. Одним из сопротивлявшихся был Сидящий Буйвол, вождь племени сиу. «Мы жили в своей стране так, как до нас жили наши отцы и отцы наших отцов, — сказал он. — И мы ни с кем не искали ссоры. Но в нашу страну пришли солдаты и стали в нас стрелять, и нам пришлось отвечать ударом на удар. Разве это плохо — сражаться в защиту собственной страны и тех, кто нам дорог?»

Племя сиу нанесло американской кавалерии несколько ошеломляющих ударов. Среди их побед была битва на реке Литтл Биг Хорн в 1876 году, вошедшая в историю под названием «Последний оплот Костера»; здесь погибла целая кавалерийская рота. Но индейцы не могли жить в прериях без буйволов, которые кормили их. Истомленные голодом, они в конце концов покорились и стали жить в резервациях.

В 1890 году началось недовольство. Оно было вызвано быстрым продвижением поселенцев, неспособностью правительства выполнить многие заключенные им соглашения и договоры, страданиями индейцев, потерявших независимость из-за исчезновения дичи и неурожаев, распространением болезней и возмущением, которое вызвало у некоторых индейцев соглашение, сильно урезавшее размеры резервации сиу. Среди индейцев росло мессианское движение, характерной чертой которого была вера в чудесное возрождение индейского превосходства и в возвращение из мертвых древних воинов. Эта вера нашла символическое выражение в «танце призраков» и распространилась среди недовольных из нескольких племен. Эти индейцы покинули резервации и держались вместе. В Южной Дакоте в местечке Вундед Ни произошло кровавое столкновение между членами этой группы и американским кавалерийским полком. Это сражение, в результате которого погибло более 300 человек — в основном индейцев, — положило конец всем надеждам на то, что индейцы смогут вернуться к своему традиционному образу жизни в прерии.

Система резерваций

К 1890 году почти весь Запад, от прерий до Тихого океана, был заселен скотоводами, фермерами и городскими жителями. Теперь уже не было ни границ, ни гор, за пределами которых индейцы могли жить спокойно. Большинство были обречены оставаться в резервациях. Правительство обещало сохранить оставшиеся индейские земли. Оно обещало также припасы и продукты питания. Но слабость управления, недостаточное снабжение припасами, некомпетентность и нечестность правительственных чиновников — все это принесло резервациям множество страданий. В племенах распространились различные болезни, некоторое время казалось, что индейцы действительно стали вымирающей расой.

Кое-кто знал о тяжелых условиях жизни в резервациях. Писательница Хелен Хант Джексон однажды слышала речь вождя по имени Сидящий Медведь. Он говорил о страданиях изгнанных из прерий индейцев. Его слова побудили ее в 1885 году выпустить книгу «Столетие бесчестия». Ее книга и ее деятельность помогли привлечь внимание всей страны к положению индейцев. Многие считали, что индейцам, для того чтобы выжить, необходимо перенять образ жизни белых. В резервациях индейцам запрещалось исповедовать свою собственную религию. Детей отправляли в школы-интернаты подальше от семьи.

Согласно Генеральному акту о распределении, принятому в 1887 году, каждому индейцу отводилось 160 акров для занятия сельским хозяйством. Но частная собственность не в состоянии была сотворить чудо. У многих индейцев вовсе не было желания заниматься фермерством. Земли, которые им отводились, зачастую были неплодородными. После того как каждый индеец получил свой собственный клочок земли, правительство продало оставшиеся индейские земли белым поселенцам. Результат оказался катастрофическим: к 1934 году площадь земель, принадлежащих индейцам, сократилась с 138 миллионов акров (56 миллионов гектаров) до 48 миллионов (19 миллионов гектаров).



Часть I Карта Расселения индейских Племён Часть III










 

 




                                        Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru SpyLOG



Используются технологии uCoz
+